Бизнес и некоммерческие организации — давние партнеры. Но если влияние бизнеса на работу НКО очевидно, то роль благотворительных организаций не всегда заметна со стороны. За последние годы, когда «черные лебеди» прилетают стаями, они наработали компетенции, которые позволяют строить эффективные системы в нестабильных условиях. И их опыт может быть полезен. Как именно? Мы собрали мнения участников форума благотворителей и меценатов «Времена не выбирают — выбирают, как действовать», организованного FCongress.
Новые возможности
Некоммерческий сектор пережил десяток кризисов за последние тридцать лет. Самые свежие — пандемия и кризис 2022 года — показали, что НКО стали устойчивыми и сохранили гибкость. Они могут перестраивать свою работу быстрее, чем бизнес и государственные структуры. Инна Иннюшкина, директор фонда «Спина Бифида», объясняет разницу подхода: «Кризис или изменения — это как раз не только про ограничение, но и про возможности. Стоит сфокусироваться на тех возможностях и ресурсах, которые могут появиться, когда вы думаете о сложном или нерешаемом кейсе. Мышление работает так, что, если мы фокусируемся на сложностях, возможностей не видно. В нашей теме социальной можно проблематизировать бесконечно, поэтому лучше фокусироваться на возможностях».
Стратегическое планирование
Профессиональные благотворительные организации каждый год делают публичные отчеты для широкой аудитории и проводят стратегические сессии. Это позволяет анализировать свою работу и корректировать ее, быть более гибкими. «Главная задача стратсессий — придумать планы А, В и С. Этот навык мы давно выработали. На первую же встречу антикризисного комитета каждый руководитель направления пришел со своими планами А, В, С, нам довольно быстро удалось продумать срочные меры и начать принимать их», — делится опытом Дарья Байбакова, директор благотворительной организации «Ночлежка в Москве».
Общение со своей аудиторией
НКО от других структур отличают более личные и душевные связи с аудиторией — будь то жертвователи или получатели помощи. Это позволяет в сложное время рассчитывать на поддержку друг друга. Мария Томич, учредитель и директор БФ «Время детства», рассказывает, что фонд в 2022 году смог сохранить сотрудников и программы только благодаря общению с аудиторией: «Главное, что мы можем делать, это рассказывать просто о себе. Мы не просим денег, мы просто рассказываем о своих проектах, искренне говорим о своих задачах. И деньги приходят сами».
«С донорами надо поддерживать контакт вне зависимости от того, помогают они вам сейчас или нет. Просто будьте рядом, общайтесь с ними, искренне, аккуратно рассказывайте про ваше видение работы. Нам надо понимать, что только вместе с ними добьемся нашей благотворительной задачи», — говорит и Елена Важенкова, руководитель направления по работе с частными донорами благотворительной организации «Детские деревни SOS».
Уверенность лидера
Многие российские благотворительные фонды возникли вокруг лидера и продолжают работать именно так. Поэтому от энергии лидера очень многое зависит. «Важным фактором устойчивости организации в кризис является устойчивость лидера, его уверенность в будущем. Именно за лидером идут сотрудники, подопечные, доноры. Устойчивость лидера позволяет двигаться очень устойчиво и организации в целом», — отмечает Инна Иннюшкина, директор фонда «Спина Бифида».
Поддержка команды
В 2022 году многие организации столкнулись с массовой релокацией сотрудников. Нужно было учиться заново строить отношения в команде. Татьяна Константинова, директор АНО «Ясенева Поляна», считает, что к команде нужно относиться с той же эмпатией, что и к нуждающимся в помощи. «Я уверена, что нужно вкладываться в людей, разговаривать с ними, — рассказывает Константинова. — Мы создали разные каналы коммуникации с теми, кто уехал, с теми, кто остался. Я провела какое-то бесчисленное количество личных и групповых бесед, где мы все разговаривали. Во всем этом идеальном шторме мне было важно создать незыблимый островок, куда мятежные лодки всегда могут причалить».
Выступления упомянутых в статье докладчиков конференции «Форум благотворителей и меценатов»:
Источник Forbes