Главная → Кто такой эрготерапевт?

Эрготерапия — о чем это, на что это похоже?

Работа эрготерапевта не равноценна работе психолога, трудотерапевта, специалиста по мелкой моторике (как часто считается), дефектолога, специалиста по двигательному развитию, социального работника и др специалистов.

Эрготерапия — это наука и, в своем роде, искусство о том, как помочь людям, имеющим некоторые ограничения здоровья, участвовать в деятельности, имеющей для них значение, через целенаправленную активность.

Предполагаемое вмешательство эрготерапевта направлено на: деятельность, активность и функции человека, которому оказывается помощь.

Эрготерапевт работает именно с этими понятиями, а не с диагнозом или заболеванием. Не “чинит ребенка” от ДЦП, расстройств аутистического спектра или Spina Bifi­da. В центре работы всегда стоит данный конкретный уникальный ребенок (человек), имеющий некоторые ограничения в выполнении активностей.

При этом эрготерапевт учитывает специфику заболевания и имеет представление о том спектре специалистов, к которым будет необходимо обратиться дополнительно. В зависимости от поставленных задач в команде вместе с эрготерапевтом работают специалисты других областей — физические терапевты, психологи, педагоги, консультируют ортопеды, хирурги и пр.

Для полноценного запуска процесса вмешательства эрготерапевта интересуют многие сферы жизни человека. Это необходимо, так как наиболее успешное выполнение деятельности человеком зависит от его уникальных личностных особенностей: физических, умственных, его социальных возможностей и духовности. Окружающая среда, в которой проживает данный человек, его включенность и вовлеченность в общественную жизнь оказывают непосредственное влияние на уровень активности.

Для того чтобы составить полное представление об уникальной истории, эрготерапевт обычно составляет некоторую карту-схему, основанную на МКФ (международная классификация функционирования). Анализируются не только ограничения двигательного характера, но происходит и анализ среды, в которой обитает человек и его личностных характеристик.

Такой многосторонний анализ ситуации позволяет эрготерапевту предположить, что можно дополнить, изменить, адаптировать.

К примеру, консультация не заканчивается исключительно подбором ТСР (технические средства реабилитации). Эрготерапевту важно не только вычислить и подобрать подходящую коляску, но и провести оценку домашней среды, возможностей родителей, обозначить предполагаемые трудности, связанные с перемещением данной коляски с ребенком в его

подъезде, при выезде из подъезда, обсудить возможности домашней обстановки — насколько реально использовать то или иное ТСР в данной среде.

Для ребенка со SB (Spina Bifi­da) активность всегда будет отличаться от его сверстников в связи с особенностями развития патологии. В то время как участие в жизни при определенных условиях и организации среды может и не пострадать.

Задачи, которые ставит эрготерапевт в своей работе, решают конкретные бытовые жизненные вопросы. Например, эрготерапевт может ставить себе в долгосрочную цель такую задачу “Через два месяца А. будет ежедневно мыть за собой посуду после завтрака, сидя в специализированном стуле перед раковиной”. Или “с помощью скользящего круга, спустя 2 недель, К. пересаживается из коляски на стул самостоятельно”. Эрготерапевт работает с тем, что есть “здесь и сейчас”, адаптируя среду и работая с человеком.

/wp-content/themes/kandinsky-master/img-upload/6767af7e25771

Спина бифида

Оказание всесторонней помощи детям и взрослым с врожденными нарушениями спинного мозга