Дети с диагнозом spina bifida имеют ограничения в движениях с первых дней, что конечно накладывает отпечаток на выстраивание дальнейшей жизни. Это та реальность, которую родителям приходится принять. Изучать себя, свою комнату и мир вокруг детям со spina bifida будет сложнее — но это не значит, что это невозможно.
Родители детей со spina bifida сталкиваются с множеством рекомендаций, которые очень важно соблюдать, чтобы не навредить ребёнку. Задача родителя — сделать так, чтобы нужная и подходящая двигательная активность с самого рождения стала частью каждого дня ребёнка со spina bifida. Родителям может быть сложно учесть сразу всё (но это критически важно): как правильно сменить подгузник, как носить на руках, когда можно (и можно ли вообще?) класть ребёнка на спину, как ухаживать за малышом, если он в гипсе. Ответы на эти и другие вопросы мы даём в новом курсе “Первые движения и технические средства реабилитации для малышей co spina bifida (0–3 года)”.
Целевая аудитория:
- Родители детей с диагнозом spina bifida
- Близкие взрослые, которые ухаживают за маленькими детьми с диагнозом spina bifida
Цель курса — научить родителей детей со spina bifida:
- Занятиям и упражнениям, которые можно начать использовать в этот период
- Подбирать подходящие, безопасные игры
- Ранней профилактике ортопедических нарушений
- Организовывать среду, уход за ребёнком в первые месяцы жизни дома
Куратор, методист и лектор курса — Анна Петровна Лучникова, руководитель службы ранней помощи в программе раннего вмешательства «Уверенное начало», эрготерапевт, ортезист.
Краткая программа курса:
Первый месяц дома
- Особенности перемещения ребенка дома: какие позы при перемещении лучше использовать, чего избегать
- Положения во время сна и бодрствования, на что важно обращать внимание
- Купание малыша: как организовать процесс купания малыша, какие положения и приспособления рекомендуется использовать в первый месяц жизни
- Кормление: что важно учитывать при кормлении малыша
- Состояния, которые требуют консультации ортопеда, варианты вмешательства
- Развитие ребенка дома в 2–3 месяца
- Физическое развитие малыша, что способствует развитию двигательных навыков. Укладки, перемещение, поднятие через бок, смена памперса
- Профилактика развития вторичных нарушений. Важность растяжки
- Организация позы для бодрствования и игры лежа на спине: как адаптировать позу лежа, какие игры предлагать малышу
- Развитие ребенка во время купания, какие приспособления можно использовать
- Возможные варианты ортопедической поддержки
- Как перемещать ребёнка, гигиена в гипсе
- Развитие ребенка дома в 4–6 месяцев
- Физическое развитие малыша, что способствует развитию двигательных навыков
- Организация позы для игры, факторы, способствующие познавательному развитию. Как склеить из эко-блока основу для положения полулежа
- Игры во время купания малыша
- Развитие ребенка дома в 7–10 месяцев
- Физическое развитие ребенка, способствующие факторы
Ребенок который ползает: переползание препятствий, поза сидя
Ребенок самостоятельно не ползающий и не сидячий: упражнения для укрепления мышц, поза на боку, учимся садиться
Дотягивания, ротация - Организация позы для игры, факторы, способствующие познавательному развитию. Стул на полу, для сидения со спущенными ногами, столы
- Адаптация приспособлений для поддержания позы сидя: коляски и стульчика для кормления
- Развитие ребенка дома в 11–15 месяцев
- Физическое развитие ребенка, какие упражнения можно делать дома самостоятельно
Оценка положения стоя у ребенка
Ортезы, улучшение функции вертикализации
Тренировка — грамотное использование ТСР
Как держать ребёнка
Ребенок развивается близко к норме — этапы развития ходьбы - Познавательное развитие, игры и адаптации пространства дома для развития ребенка
- Развитие игровой и познавательной деятельности
Развитие коммуникации
Опыт перемещения в пространстве, зрительно-пространственная координация
Использование ТСР, если ребёнок совсем не перемещается — для развития, отсутствия вторичной задержки - Ортопедические изделия, необходимые ребенку в этом возрасте
- Развитие ребенка дома в 16–24 месяца
- Физическое развитие ребенка, какие упражнения можно делать дома самостоятельно
Если ребёнок не ходит — разные поверхности, перешагивание, лесенка
Необходимость коляски, тренировка навыков: развитие силы мышц, объезд препятствий
Базовые компоненты для успешного перемещения на коляске
Использование ортопедической обуви - Изделия, корректирующие качество походки. Как сшить резинки
- Познавательное развитие, игры и адаптации пространства дома для развития ребенка
- Ортопедические изделия, необходимые ребенку в этом возрасте. Какой должна быть ортопедическая обувь
- Развитие ребенка дома в 25–36 месяцев
- Физическое развитие ребенка, какие упражнения можно делать дома самостоятельно. Базовые компетенции для освоения пересаживания из коляски на пол и обратно. Доступные игры со сверстниками, наблюдение
- Познавательное развитие, игры и адаптации пространства дома для развития ребенка. Организация пространства комнаты: невысокая кровать, с которой можно спускаться самостоятельно. Социализация активности и игры с детьми
- Ортопедические изделия, необходимые ребенку в этом возрасте
Обучение на курсе бесплатно.
Продолжительность обучения — 8 академических часов.
Старт обучения — сентябрь.
Лекторы курса:
Анна Петровна Лучникова
Руководитель службы ранней помощи в программе раннего вмешательства «Уверенное начало», эрготерапевт, ортезист
Анастасия Владимировна Белошенко
Педиатр, врач высшей категории, физический терапевт фонда, специалист по раннему вмешательству
Ольга Алексеевна Гуляева
Гидрореабилитолог с опытом работы с детьми с ОВЗ, специалист по грудничковому плаванию с рождения
Дмитрий Игоревич Охапкин
Врач ортопед-ортезист Национального медицинского исследовательского Центра Здоровья Детей, директор Орто-пространства, Ортопедической лаборатории доктора Охапкина