на часто задаваемые вопросы
Образование:
Да, если ассистент вписан в заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК). В этом случае образовательная организация обязана ввести штатную единицу и предоставить вам ассистента.
В соответствии с п.2 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) для обучающихся с ограниченными возможностями создаются специальные условия для получения образования. В силу п.3 ст.79 Закона об образовании под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Аналогичные требования установлены в п.18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196): организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Согласно п.23 Приказа Министерства образования и науки РФ об утверждении Положения о ПМПК от 20.09.2013 №1082 представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательной организацией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. При этом такие требования обязательны как для государственной, так и для частной школы. Заключение комиссии действительно для представления в течение календарного года с даты его подписания.
Если в заключении Психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) предусмотрен ассистент, то образовательная организация обязана его обеспечить и ввести штатную единицу из расчета 1 ассистент на 1–6 чел. Данное требование прямо предусмотрено ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктами 18 и 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196, а также указано в Разъяснениях к Письму Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 №ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
Ассистент должен быть обеспечен на все время нахождения ребенка в школе или садике.
Ассистент (помощник) – это сотрудник по оказанию технической помощи. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2017 №351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», согласно которому ассистент должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» без предъявления требований к стажу работы.
При этом в соответствии с Письмом Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 №ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» в заключении Психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) указывается срок, на который ребенку с инвалидностью будет предоставлен ассистент. Если срок не обозначен в заключении, то психолого-медико-педагогическим консилиумом школы решение о сроке предоставления может быть принято самостоятельно:
- на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
- на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
- на постоянной основе.
Соответственно, если в заключении ПМПК не указан срок, на который должен быть предоставлен ассистент, то школа может заключить срочный трудовой договор с ассистентом.
В данном случае вам необходимо добиться для ребенка специальных условия получения образования, которые устанавливаются в заключении Психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК). Соответственно, прежде всего пройдите ПМПК и получите заключение, где будет указано, что вашему ребенку необходим тьютор. Далее необходимо обратиться к директору школы, где обучается ребенок, с просьбой обеспечить выполнение рекомендаций ПМПК, которые обязательны для образовательного учреждения.
Пошаговую инструкцию и шаблоны документов вы найдете в размещенной на сайте фонда Памятке по обеспечению специальных условий для получения образования ребенком-инвалидов. Памятка доступна по ссылке
Моему ребенку согласно ПМПК полагается тьютор. Есть ли инструкция, что входит в обязанности тьютора?
Тьютор — это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.
Согласно Письму Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 №ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
- выявление индивидуальных образовательных потребностей, обучающихся в процессе образования;
- участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
- организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
- участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
- организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ.
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
- организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
- разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
- координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
- организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
- оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ.
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
- разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
- разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
- контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
- консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
Для перевода ребенка на домашнее обучение необходимо согласие родителей.
Согласно п.4 ст.63 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
В силу п.2 ст.17 Закона об образовании предусмотрено обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, в очной, очно-заочной или заочной форме. Согласно п.4 ст.17 Закона об образовании допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Таким образом, форма обучения вашего ребенка определяется вами с учетом рекомендаций, указанных в заключении Психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК). При этом если вы не согласны с заключением ПМПК, то можете оспорить его в вышестоящую инстанцию (написать заявление в территориальную Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию в течение 30 дней с момента получения заключения ПМПК).
Согласно п.23 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
В силу п.1 ст. 79 Закона об образовании содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этом согласно Письму Рособрнадзора от 07.08.2018 №05–283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» также учитываются рекомендации, указанные в заключении Психолого-медико-педагогической комиссии.
Программу разрабатывает образовательная организация с учетом всех рекомендаций для вашего ребенка (ПМПК, ИПРА)
Да, вы можете запросить индивидуальную программу обучения с учетом особенностей вашего ребенка, в том числе посещение части предметов в школе. Программу должна разработать школа с учетом всех рекомендаций для вашего ребенка (ПМПК, ИПРА).
Согласно ст.17 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. В соответствии с Письмом Рособрнадзора от 07.08.2018 №05–283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в том числе согласно рекомендациям Психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК). Для получения качественного образования для обучающихся на дому предусмотрены различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).
В силу раздела V Письма Министерства образования и науки РФ от 22.04.2015 №06–443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. МинобрнаукиРоссии 20.04.2015 №06–830вн) образование обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по усмотрению образовательной организации может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в т.ч. рекомендуется вариант реализации адаптированных образовательных программ, при котором обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обучается по индивидуальному учебному плану. Вариант реализации адаптированной образовательной программы для конкретного обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья определяется образовательной организацией в соответствии с рекомендациями, данными по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в образовательной организации.
Согласно п.23 Приказа Минобрнауки России об утверждении Положения о Психолого-медико-педагогической комиссии от 20.09.2013 №1082 представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Соответственно, школа обязана обеспечить вашего ребенка специальными условиями, прописанными в заключении Психолого-медико-педагогической комиссии. Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением к директору школы. Подробную пошаговую инструкцию смотрите в Памятке по обеспечению специальных условий для получения образования ребенком-инвалидом по ссылке
При этом в соответствии с п.5.5 Письма Министерства просвещения РФ от 02.03.2022 №05-249 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения», утв. Минпросвещения России 01.03.2022г.) медицинско-оздоровительное сопровождение осуществляется совместно с медицинскими организациями. Согласно п.13 Положения об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, Приложения №1 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утв. Министерством здравоохранения РФ от 05.11.2013 №822н отделение медицинской помощи обучающимся взаимодействует с образовательной организацией, медицинскими организациями, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты и др.
Доступная среда:
Вам необходимо пройти Психолого-медико-педагогической комиссию (далее — ПМПК) и получить заключение, где будет указано, что ребенку требуется архитектурная доступность.
Ребенок-инвалид, как гражданин с ограниченными возможностями, по действующему законодательству РФ относится к маломобильной группе населения (МГН) и имеет право на обеспечение беспрепятственного доступа к помещениям. Это право закреплено в п.2 ст.19 Конституции РФ, согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Также согласно преамбуле «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35–01-2001», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр (далее — СП 59.13330.2020), свод разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды обеспечиваются условиями для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, включая школы, жилые дома, медучреждения, организации культуры и пр. В силу п.8.2.1 СП 59.13330.2020 здания и помещения общеобразовательных организаций проектируют доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики образовательного процесса и типа общеобразовательной организации. Должно предусмотрено не менее 2% общего числа обучающихся для МГН (и не менее одного места для инвалида на кресле-коляске; в зданиях с количеством обучающихся менее 120 число мест для инвалидов на кресле-коляске — по заданию на проектирование). Согласно п.8.2.2 СП 59.13330.2020 ученические места для обучающихся-инвалидов должны размещаться идентично в однотипных учебных помещениях одной образовательной организации.
Более детальная информация – см. в СП 59.13330.2020. Также для вашего ребенка может быть предусмотрен ассистент (помощник) – см. вопрос 1 и вопрос 3.
Пошаговую инструкцию и шаблоны документов вы найдете в Памятке по обеспечению специальных условий для получения образования ребенком-инвалидов, разработанной нашим фондом по ссылке
Лекарства и услуги по ОМС:
Прежде всего вам необходимо получить выписку из любого медучреждения с рекомендациями на назначение ребенку дриптана (оксибутинина) по жизненным показаниям и на длительный срок. Данная формулировка крайне важна, поскольку дриптан (оксибутинин) не входит в перечень Жизненно необходимых лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛ) и может быть назначен бесплатно только при соблюдении указанных выше условий.
Далее следует обратиться в вашу поликлинику по месту прописки к лечащему врачу и попросить рецепт на бесплатное получение дриптана (оксибутинина). Если врач откажет, то обратиться с заявлением в поликлинику по месту прописки с просьбой провести Врачебную комиссию с целью обеспечения ребенка рецептом на бесплатное получение дриптана (оксибутинина).
Подробнее о том, как получить дриптан (оксибутинин) или иное назначенное лекарство не из списка ЖНВЛ, в нашей Памятке по получению лекарственных средств, не вошедших в перечень ЖНВЛ, где дана подробная пощаговая инструкция и подготовлены шаблоны обращений. См. по ссылке