Добро журнал: Десять лет российской инклюзии: почему педагоги не хотят видеть особенных детей в своих классах

Юлия Юдина

Дети с ОВЗ, по действующему законодательству, имеют право учиться в обычной школе. Но на практике появление особенных ребят в классе, как правило, не радует ни некоторых педагогов, ни других родителей. Есть ли шанс у российской инклюзии и на чём основаны страхи взрослых и детей, разбираемся в материале Добро.Журнала.

«ЕСТЬ НОРМАЛЬНЫЕ, А ЕСТЬ НЕНОРМАЛЬНЫЕ»

Закон о том, что дети-инвалиды могут учиться в общеобразовательной школе, вступил в силу в сентябре 2013 года. Казалось бы, за десять лет система должна быть отработана, но в большинстве образовательных учреждений до сих пор не знают, как обучать детей с ОВЗ.

В свою очередь, родители детей-инвалидов говорят, что непонимание и плохое отношение идёт не со стороны одноклассников или воспитанников, а со стороны педагогического состава. Как только руководство школы или детского сада узнаёт, что у них будет учиться «не такой, как все», родителей часто приглашают на «специальную встречу». Там их пытаются отговорить от поступления в это учреждение. Если это не удалось, то могут попытаться создать такие условия, что родитель и сам захочет перевести ребёнка в другое место.

«Пока моя дочь была в саду, мне постоянно звонили и писали воспитатели: “ей тут плохо, она плачет, она не ест, не спит, заберите домой”, – рассказывает Добро.Журналу Елена, мама девочки с Синдромом Дауна. – Сначала я верила, что воспитатели хотят как лучше, потом поняла, что это обычная манипуляция, им просто не нужны лишние хлопоты. Заведующая в частной беседе мне так и сказала: “Мы сейчас вас тут оставим, и другие родители детей-инвалидов тоже захотят. Занимайтесь дома”».

Такие истории далеко не редкость. Родители делятся подобным опытом в специализированных чатах и на форумах. Практически до каждого из них учителя пытались донести одну мысль: есть дети нормальные и ненормальные. Последние должны находиться в специализированных учреждениях.

«Когда учитель или представитель администрации слышит формулировку: “ребёнок с ОВЗ”, часто это вызывает негативные ассоциации и наталкивает на определённые мысли о сложностях, – рассказывает Добро.Журналу Сергей Кытин, эксперт «Института стратегии развития образования». – Мало, кто хочет “связываться” с такими детьми. Потому что, во-первых, должна быть профессиональная компетенция. Во-вторых, учитель понимает, что надо успеть за 40 минут позаниматься с особенным ребёнком и донести материал до всех остальных. И, в‑третьих, нужно контролировать дисциплину и избегать возможных конфликтов среди детей».

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА?

Ирина Ярцева, юрист благотворительного фонда «Спина бифида», член Ассоциации юристов России подчёркивает: инклюзивное образование – это одна из форм обучения, при которой каждому человеку, независимо от его особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. 

«Мы часто слышим, что право ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на образование, такое же как и у обычных детей, но при этом, многие дети-инвалиды продолжают получать образование на дому, в том числе не могут посещать дошкольное учреждение, – рассказывает Ирина Ярцева Добро.Журналу. – Почему так происходит? Основные две проблемы – это отсутствие специальных условий для получения образования и буллинг со стороны учащихся».

Основанием для создания специальных условий в обычном учреждении служит заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Администрация школы или детского сада обязана предоставить всё, что прописано в этом документе. Например, возможность свободно перемещаться по зданию или дополнительные занятия с определённым специалистом. Однако, на практике, многие родители сталкиваются с тем, что им отказывают. Как правило, говорят: нет денег на установку пандуса, никто не откликается на вакансию тьютора или ассистента, у нас нет ресурсов создать для вас все необходимые условия. В этом случае, советует юрист, главное – не молчать. 

«Родители имеют право обратиться в министерство или департамент образования с письменной жалобой, а также в прокуратуру, – говорит Ярцева. – Если меры не будут приняты, родители вправе обратиться в суд для защиты прав своего ребенка, но в большинстве случаев иск в суд направляет прокурор по заявлению самих родителей».

ЗАИГРЫВАЯ С ПОНЯТИЯМИ

По словам экспертов, проблему буллинга со стороны сверстников решить легче. Чаще всего, ребята относятся к «необычным» одноклассникам с пониманием. А если и есть проблемы, то решать их должен учитель и администрация школы.

Педагогу важно уметь создать дружественную атмосферу в классе или в группе. Иначе ресурса на особенного ребёнка попросту не останется, подчёркивает педагог-психолог, руководитель Центра психологической поддержки и психокоррекции в Санкт-Петербурге Анна Рязанова.

«И педагоги, и дети должны быть толерантны. Если этого нет, столкновения неизбежны, – рассказывает Добро.Журналу Рязанова. – Важно найти педагога, который понимает, кто такой особенный ребёнок и готовый уделять ему больше внимания. И здесь мы немного заигрываем с понятиями. Потому что, с одной стороны, мы вводим ребёнка для социализации, “тренируя” социальную терпимость и говорим ему: “ты такой, как мы все”. А, значит, мы не должны к нему как-то по-особенному относиться. Но любая мама такого ребёнка будет ждать как раз особенного отношения».

Психолог Марийского государственного университета Ольга Макарова поясняет, что травля, как правило, возникает там, где нет достаточной информации. Тогда дети и взрослые стараются компенсировать её либо своими фантазиями, либо прочитанным или просмотренным в интернете.

«Для того, чтобы малыш успешно адаптировался к новому коллективу, необходимо провести подготовительную работу, – рассказывает Макарова Добро.Журналу. – В идеале – мама и папа рассказывают ему о том, куда он пойдёт и чем будет заниматься, а педагог готовит группу к новому участнику. Чем больше информации получат дети с обеих сторон – тем выше шанс к успешной адаптации. Детям в группе следует объяснить самые элементарные вещи: чем отличается ребёнок, особенности общения с ним, меры предосторожности и алгоритм действий в случае, если что-то пошло не так».

ЯБЛОКО РАЗДОРА

Сергей Кытин подчёркивает: сегодня ни социальный статус, ни уровень интеллекта, не помешает быть принятым в школу. Но если общие характеристики не вызывают вопросов, то последнее как раз даёт пищу для дискуссий, особенно среди учителей.

«Насколько комфортно таким детям заниматься среди среднестатистических учеников и каково приходится учителям, когда они дают материал общего образца? Как варьировать между ребёнком с ОВЗ и ребёнком со средними показателями в рамках урока и всё успеть? – рассуждает Сергей Кытин. – Совсем недавно, в школе всё было по-другому. Для особенных детей существовали специальные коррекционные классы, где они учились по более адаптированной программе и их учили специально подготовленные (компетентные в этой сфере) учителя. Это намного упрощало образовательный процесс в целом как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ».

Подобная точка зрения давно стала поводом для споров между общественниками и педагогами. Первые считают, что коррекционная система образования себя изжила, а компетентность некоторых сотрудников, там работающих, и порой вызывает большие вопросы.

Например, недавно общественность взбудоражило поведение учителей в коррекционной школе №4 Васильевского района Санкт-Петербурга. Напомним, в сеть попали аудиозаписи уроков, на которых учителя издеваются над детьми с ограниченными возможностями здоровья. На записях слышно, как женщины называют детей: «морда бесстыжая», «бестолковка», «чудовище», «раздолбай». Следом слышны звуки ударов и угрозы: «сейчас палку возьму», «хочешь линейку?», «сейчас как дам». Теперь в произошедшем разбираются следственные органы.

Сторонники инклюзии отмечают: особенные дети не всегда в состоянии объяснить, что их обидели, а обучение с нормотипичными ребятами может решить эту проблему. Во-первых, «обычные» одноклассники расскажут, что учитель ведёт себя неподобающим образом, а ребёнок-инвалид в такой среде быстрее социализируется и вскоре сам за себя постоит.

«Если многие и не хотят видеть особенных детей рядом с собой, то это уже их проблемы, ведь закон полностью на стороне такого ребёнка. Поэтому многим приходиться “смириться” и работать», – резюмирует Сергей Кытин.

КТО НАУЧИТ УЧИТЕЛЕЙ?

Все опрошенные Добро.Журналом эксперты сходятся в одном – в школах и детсадах напрочь отсутствует подготовка персонала к работе с детьми-инвалидами. Не хватает и методических материалов.

Преподаватель кафедры психологии Университета «Синергия» Полина Савичева говорит: для того, чтобы свести конфликты к минимуму, начинать нужно с сотрудников образовательных учреждений.

«Одним из важных этапов является создание и внедрение программы повышения квалификации на психологической основе, – рассказывает Добро.Журналу Полина Савичева. – Только пройдя обучение, получив необходимые знания, компетенции и навыки, специалисты смогут их применить на практике. Тогда они смогут объяснить одноклассникам, что у всех есть мечты, чувства и эмоции. А особенные дети познают мир своим неповторимым образом. Они заслуживают внимания и помощи, ведь несмотря на свои особенности, они стараются преодолевать собственные барьеры для того, чтобы узнать что-то новое».

ЕСЛИ РЕБЁНОК-ИНВАЛИД ПОДВЕРГАЕТСЯ БУЛЛИНГУ, ЮРИСТ ИРИНА ЯРЦЕВА СОВЕТУЕТ:

  • Незамедлительно сообщить о произошедшем классному руководителю.
  • Если мер, принятых администрацией образовательной организации, недостаточно, стоит обратиться к инспектору ПДН ОМВД России и уполномоченному по правам детей Вашего региона.
  • Также можно попросить помощь у специалистов Единого Общероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей 8–800-2000–122

Источник: Добро журнал